Голос сна

Сладко засыпала Мария Овчинникова
Иллюстрировала Мария Пашкевич
Как звучит голос сна? Он почти неслышимый, монотонный, такой родной и узнаваемый, успокаивающий и одновременно пугающий. Он погружает нас в другую реальность,
за грань зримого, проводит нас в неизведанные миры. Голос сна — древний, как
сам человеческий род, узнаваемый на подсознательном уровне, гипнотизирующий
и звучащий из глубины веков. То, что нам напевали в бессознательном возрасте, мы никогда не сможем забыть, а если забудем, то, родившись, вновь услышим его. Голос матери, напевающей колыбельную перед сном. Колыбельную, которую мы знаем наизусть, но никогда не сможем узнать, откуда она пришла в наш мир...
Колыбельная — древнейший жанр музыкального фольклора, стилистически схожий с обрядовыми жанрами.

Первые свидетельства о колыбельных были найдены в Вавилоне 2000 лет до н.э., они представляли из себя глиняные таблички с песнями, которые пели женщины детям перед сном.

Колыбельная могла выполнять охранную функцию. Например, изображать смерть ребенка, чтобы защитить его от реальной смерти. Более подробно поговорим о смертных колыбельных чуть позже.

Этимологически слово «колыбель» происходит от «колебать», что означает — качать. Конструкция люльки овеяна множеством поверьев. В колыбельных встречаются фантастические описания люльки, не имеющие ничего общего с реальным крестьянским бытом.

«Как у Коли колыбель, / Во высоком терему, / Да на тонком очепу, / Кольца, пробойца, / Серебряные».

Такое описание символизирует движение колыбели вверх, рост ребенка и его связь с высшими силами.
В колыбельных сохранились элементы заговора-оберега. В древности люди верили, что их окружают таинственные враждебные силы, и что если ребёнок во сне увидит что-то страшное, то наяву это не повторится.

Именно поэтому в песнях на сон грядущий присутствуют такие пугающие персонажи, как серенький волчок, Бука, Бабай и другие. Разумеется, не только страшных героев можно встретить в колыбельных. Коты и зайцы чаще всего выступают в роли добрых помощников уснуть, они приносят сон из «заморья» и забирают бессонницу. Дрёма, Сон и Угомон не несут в себе ни негативных, ни позитивных черт, а выступают, скорее, как само явление сна. Также в сюжетах песен могли присутствовать и библейские персонажи: Богородица, Николай-Чудотворец и другие — они призывались в колыбельных, чтобы защитить ребёнка во сне.
ЧЕРТЫ КОЛЫБЕЛЬНОй

  • Повторение, мягкие звуки, монотонная мелодия, простой ритм, унылый и усыпляющий мотив;
  • Отсутствие цельного сюжета. В колыбельной главная цель — погрузить ребёнка в сон, поэтому содержание и смысловая нагрузка песни не так важны. Люди в течение веков просто придумывали, что в голову придёт, и пели детям;
  • Обережные мотивы;
  • Благие пожелания ребёнку: роста, здоровья;
  • Отражение традиций народа;
  • Не имеют автора (за исключением эстрадных колыбельных);
  • Опосредованное обучение всему, что окружает ребёнка. В аллегорической форме объясняются предостережения и опасности, которые следуют за нарушением запретов.

Отражение традиционных представлений в колыбельных

Как и многие произведения народного творчества, колыбельные отражают традиционные представления о мире. Прежде всего, разделение на «своё» и «иное». «Своё» — это безопасное, освоенное человеком пространство. «Иное» — противоположный человеческому мир, необъяснимый и опасный, в котором обитают духи и боги, откуда приходят дети и куда уходят мёртвые. Младенец в соответствии с этими представлениями — особое существо, которое уже пришло из «иного» пространства, но ещё не до конца освоилось в «своём». Он, словно между двумя мирами, что и отражено в песнях сна, которые связывают видимый мир бодрствования с потусторонним таинственным миром.

«Своим» пространством в фольклоре колыбельных считается свой дом/ деревня, узнаваемая, освоенная местность. Опасным для ребёнка оказывается почти любое чужое пространство, как удалённое от малыша (лужок, лесок, край деревни), так и совсем близкое — край его колыбели.

В старину в центральных губерниях России считалось, что до года младенца не нужно выносить из дома. Объяснения этому не сохранились, но, можно предположить, что это связано с желанием оградить ребёнка от внешнего мира, таящего в себе опасности.

Приведу пример колыбельной, в которой есть предупреждение об опасности, если выйти за пределы обозначенного пространства, отрицательный страшный герой, мотив смерти и даже христианские вестники — ангелы.

Цель этой колыбельной — предостеречь ребёнка, чтобы он не выходил за обозначенное пространство, а также уберечь его от смерти, путем её изображения, чтобы обмануть духов. На этом примере можно увидеть, что колыбельные не так просты, как может показаться на первый взгляд.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок

И укусит за бочок,
И утащит во лесок,
Да зароет во песок
Под ракитовый кусток,
За пень, за колоду,
Под белую берёзу.

Там ангелы поют,
Ко себе сынка зовут.
СМЕРТНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ. ЗАГАДКА РУССКОй ДУШИ.

«Бай-бай да люли! Хоть сегодня ты умри». Еще полвека назад можно было услышать такое в русской деревне. Смертные колыбельные — это своего рода заговор, уходящий корнями в язычество. Учёными-филологами были исследованы такие песни и построено несколько теорий о назначении подобных элементов народного творчества.


«Бай-бай да люли/ Хоть сегодня ты умри./ Завтра мороз, снесут на погост,/ Мы поплачем, повоем/ В могилу зароем./ Баюшки-баю,/ Не ложися на краю/ Заутро мороз,/ А тебя на погост,/ Спи, дитя мило,/ Будет к осени друго,/ К именинам третье,/ Сёдни Ванюшка помрет,/ Завтра похороны,/ Будем Ваню хоронить,/ В большой колокол звонить».

Подобные колыбельные пели в русских деревнях вплоть до конца 20 века. Исполняли повсеместно: Центральная Россия, Урал, Сибирь, Север, разве что на юге страны таких текстов зафиксировано не было. Возможно потому, что на юге земля плодороднее, а поэтому голод встречался реже. По мнению кандидата филологических наук, преподавателя народного творчества филфака МГУ Сергея Алпатова, данное явление говорит о традиционности материала и о более активном бытовании таких песен в периоды голода, войн, катастроф. Было выдвинуто несколько версий о происхождении и целях смертных колыбельных:

  • Обман злых духов. Поют о ребёнке, как о мёртвом, чтобы духи подумали, что он уже умер и не забирали его. Некая инверсия.
  • В ребёнке жил злой дух, который плакал и капризничал, и мать убаюкивала на смерть не младенца, а злого духа в нём.
  • Сон в народной культуре равноценен смерти. Это переходное состояние, в которое желает баюкающий погрузить младенца.
Ситуация, в которой младенцу могли петь смертную колыбельную, описана в рассказе Чехова «Спать хочется». Нянька Варька, девочка тринадцати лет, загружена работой по дому днём, а ночи напролёт качает хозяйского ребёнка. Если Варька уснёт, то хозяева накажут её. Вполне несложно представить, что замученная работой нянька пела такие строки.

Быт русских крестьян был настолько тяжёл, а человеческая жизнь так мало ценилась, что смертные колыбельные — это закономерное явление. В них отражение непростых социально-экономических условий жизни традиционной семьи, для которой каждый родившийся ребёнок — это лишний рот и стресс для матери, вызванный беспокойным поведением младенца, усталостью и недосыпом.

Равнодушие к смерти ведёт к равнодушию к жизни. Так сложилось в традиционной культуре ввиду тяжелых условий.
ФЕНОМЕН КОЛЫБЕЛЬНЫХ

Колыбельные толком не исполняют в публичном пространстве в отличие от эстрадных песен. Вы вряд ли услышите эти песенки для сна на концерте или в телепередаче, по радио, если это только не окажется волной для детей, где могут транслировать что-то подобное. Обычно о песнях, как старых, так и новых, мы узнаём из публичных источников: телевидения, радио, интернета, концертов, но колыбельные никак не вписываются в эту схему. Их знают все, но никто не знает, откуда они пришли. В этом заключается феномен не только колыбельных, но и сказок, пословиц и других произведений устного народного творчества. Чаще всего, мать поёт ребенку те колыбельные, которые она слышала, будучи ребёнком, от своей матери, а та от своей, и так далее вглубь веков. Эти многовековые мотивы и слова происходят будто бы из ниоткуда и путешествуют по десяткам поколений. Звучит как магия.

Однако, колыбельные бывают не толь- ко народными, но и авторскими. Песни в данном жанре есть у Высоцкого, Анжелики Варум, певицы Максим, например, «Не тревожьте землю, птицы». Также, песни для сна писали знаменитые детские поэты, такие, как Агния Барто, Самуил Маршак, Аполлон Майков. Музыку для колыбельных писали композиторы Шуберт, Брамс, Чайковский, Шостакович.
Made on
Tilda